Серебряный век в литературе

Книжный клуб > Литература от А до Я > Серебряный век в литературе

В конце 19 в начале 20 века культурная среда Российской империи переживала интеллектуальный подъем, ярко проявившийся именно в развитие культуры. Этот период достаточно короткий, но очень яркий. Известен он нам под названием серебряный век. В этой статье пойдет речь о литературе. Подъем этот проходил во времена коренной ломки устоявшегося мира, мировоззрения, во времена больших исторических переломов, про которые вы можете прочитать в нашем журнале.

Хронология периода достаточно невелика, наиболее часто называют 1894 и 1917 год. В 1894 году выходит первый сборник нового литературного течения символистов, с этого момента фактически и начинается модерный этап в культуре Российской империи, начинается серебряный век. Хотя называют и другие даты, к примеру, конец 80-х годов. Размыты и даты конца данного периода. Часто можно встретить крайней датой 1917 год, год революции, но мы не согласны с такой датировкой, поскольку и после 1917 года, практически до середины 20-х годов продолжали писать большинство ярчайших представителей литературы серебряного века. Со второй половины 20-х годов активные действия советской власти по «развитию культуры» постепенно притупляют интеллектуальный, культурный, философский подъем предыдущих десятилетий. Многие из поэтов, писателей, философов серебряного века или уже расстреляны, или находятся в эмиграции, некоторые находятся в застенках советских карательных органов, других просто предали уничтожающей критике и забвению. Им на смену приходят новые, «пролетарские» писатели, поэты. Свои прочные позиции начинает занимать «социалистический реализм».


Существование, развитие различных литературных течений вело к ожесточенной борьбе между ними, конкуренции. Но конкуренция эта была конструктивной. Это был спор между людьми, ищущими единую истину. Споры эти вытекали из общей духовной мотивации. На поэзию серебряного века большое влияние оказывали новые духовные учения, а именно христианские философы, такие как Мережковский, Бердяев, Соловьев. Философы эти считали что искусство, философия должны нести функцию постижения божественного, религиозной сущности мира. Так Мережковский, отец нового направления символистов, видел такое постижение через символы, вытекающие из тайных глубин вселенной. Более подробно ознакомиться с Дмитрием Мережковским вы можете в предыдущих публикациях журнала.

Литература серебряного века существовала в атмосфере общего подъема интеллектуализма, поэтому границы ее определить достаточно сложно. Серебряный век достаточно узкое понятие, которое заключается в «рамках» определенных литературных направлений и ассоциируется с именами определенных авторов, поэтому правильнее будет оценивать его не как совокупность определенных течений, а как своеобразный образ мышления.

Для времени серебряного века была характерна социальная депрессия, поэтому тогдашние поэты, писатели делают попытку объяснить социальное, объяснить поведение человека, его внутренний мир, его чувства, его отношения к окружающим событиям, и сделать это пытаются при помощи слова. Они верили в силу слова, поэтому для них важным было и содержание, и внешний стиль. Отсюда, в этой стихии слова, возникает такое великое множество литературных, философских, художественных групп, кружков, направлений.


Течения литературы серебряного века

  • Модернизм. Понятие модернизма охватывала многие явления искусства и литературы всего 20 века, противопоставляясь при этом традиционализму, реализму 19 века. Характерной чертой было опосредованное изображение действительности, представители модернизма уходят от конкретных изображений окружающей жизни и процессов происходящих в ней. У писателей и поэтов модернистов значительно расширяется использование слова, расширяются его границы. Появляются новые рифмы, словосочетания, произведения полны ассоциаций, загадок, которые предстоит разгадать читателю. Модернизм объединял писателей, поэтов разных идейных, художественных направлений.

  • Символизм — философско-эстетическое направление в литературе, представители которого свои чувства, эмоции, миросозерцание доносили посредством художественно выраженных символов. Круг писателей-символистов был достаточно широк. Это Мережковский, Иннокентий Анненский, Федор Сологуб, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Максимилиан Волошин, Константин Бальмонт, А.Блок и другие.

  • Акмеизм — литературное направление получившее свое название от латинского akme — высшая степень. Отличительной чертой акмеизма был отход от символизма, от абстрактных символов и усложненных образов в литературе, возвращение к понятному, точно определенному смыслу и слову. Представители: С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, Н.Гумилев.

  • Футуризм от латинского futurum – будущее. Направление, отходящее от традиционных форм культуры, отрицающее их, стремящееся к созданию новой культуры будущего, новой литературы. Отсюда тяга писателей-футуристов к всевозможному словесному эксперименту. Представители: В.Хлебников, И.Северянин, К.Большаков.

  • Круг писателей-социалистов. Глеб Крижановский, Евгений Тарасов, Д.Бедный, Надежда Львова. Это были предшественники появившегося в скором будущем широкого литературно-политического течения социалистического реализма.

  • Круг поэтов Знания. Объединял сторонников разных литературных направлений: И.Бунин, А.Федоров, А.Лукьянов, А.Черемнов.

  • Круг новокрестьянских поэтов. Петр Орешин, Сергей Клычков, Николай Клюев, С.Есенин. Для них характерна глубокая тема родины в произведениях, тонкая связь с природой, народом, традициями. В то же время в стилистике прослеживаются модернистские нотки.

  • Имажинизм от латинского слова imagо — образ. Именно образ является ключевой составляющей произведений имажинистов. Очень часто имажинизм ставят на одну линию с символизмом и футуризмом. Представители: А.Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Иван Грузинов.

  • Конструктивисты. Это литературное движение сформировалась на волне социалистической революции, в «пролетарском обществе». Отводя господствующее место техническим инновациям в обществе, конструктивисты и художественное произведение рассматривали как техническую конструкцию, в которой каждое слово подобно детали будет выполнять свою функцию. Идеология конструктивизма видела возможным возникновение, развитие нового человека, пролетария только в технически оснащенном обществе. Представители: Сельвинский И.Л., Зелинский К.Л., Сергей Шервинский, Николай Ушаков, Георгий Шенгели.

  • Независимые поэты. Саша Черный, Сергей Раевский, Самуил Маршак, Илья Эренбург, Всеволод Рождественский, Владимир Набоков, Николай Оболенский.

comments powered by HyperComments
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.